
Урбанистика о будущем Бишкека: городская мобильность не решается одним расширением дорог
- Просмотров: 115
Согласно информации из доклада ООН World Urbanization Prospects 2023, более 56% населения Земли уже живут в городах. А к 2050 году эта цифра вырастет до 70%.
При этом быстрая урбанизация не всегда означает высокое качество жизни.
Такой информацией поделился 18 июля, на городском форуме "TED Talk Bishkek: Город за 15 минут" урбанист Атай Самыйбек уулу.
"Миллионы людей ежегодно теряют сотни часов в пробках, страдают от нехватки зеленых зон и потери чувства общности. Опрос McKinsey в 2022 году показал, что 72% городских жителей испытывают стресс из-за длительных ежедневных поездок. 79% готовы сменить место жительства, если будут жить в районе с необходимой инфраструктурой в радиусе 15 минут пешком", - рассказал эксперт.
Самыйбек уулу отметил, что современные дети меньше ходят пешком, например, в школу, и это сильно сказывается на их когнитивных функциях.
"Уже сейчас в Бишкеке это стало реальностью. Если родители ходили пешком в школу, то их дети почти уже так не делают. Жители крупных городов понимают, что города не ориентированы на человека - растет уровень насилия и тревожности. Город - это не только про дороги, улицы и здания, но и взаимодействие человека с социумом и окружающей средой", - считает урбанист.
За 10 лет в Бишкеке потеряно около 30% придорожного озеленения. Но, несмотря на развитие дорожной сети, проблема городской мобильности не решается.
Атай Самыйбек уулу считает, что на развитие города надо смотреть с точки зрения ребенка, который должен без проблем достичь желаемой точки и получить какие-либо услуги - общественное пространство для прогулки, образование и медицину.
"Южные микрорайоны соответствуют этой концепции. Нужно и дальше развивать подобное, тем более что уже сейчас в Бишкеке живут более 1,5 млн человек, и количество жителей будет только расти. Пора сокращать зависимость от авто", - высказался урбанист.
Отметим наличие и нарастание двух общемировых тенденций, которые характерны для развитых стран:
- отток населения из городов в отдаленные, при этом относительно благоустроенные населенные зоны: дачи, пригородные поселки, где присутствует все необходимое для полноценного проживания,
- формирование взгляда на городскую структуру как на конгломерат жилых зон с созданием кондоминиумов, где имеется все необходимое для полноценного жизненного цикла - безопасные зоны отдыха, социальные, торговые и медицинские объекты, системы распределенного видеоконтроля.
Конечно, это в большей степени относится к странам с благополучной социальной ситуацией и устойчивой экономической динамикой, высоким уровнем жизни населения. При этом нельзя не отметить присутствие схожей тенденции в Кыргызстане, где в последнее десятилетие наблюдается заметный спрос на пригородное жилье. Те, кто его приобретают, однозначно выстраивают стратегию на постоянное проживание семей за пределами мегаполиса, а поездки в центр планируют исключительно на работу и за покупками. В некоторой степени это указывает на стабильность упомянутых экономических социально-экономических параметров, уверенность граждан в благополучных перспективах республики.
Те изменения, которые сегодня происходят в пределах Бишкека (расширение автотрасс), стоит считать начальным этапом "разгрузки" и оптимизации мегаполиса. За ними должны последовать другие: оптимизация электросетей и водоснабжения, восстановление озеленения, вынос промышленных и иных предприятий за пределы городской черты, внедрение дорожных развязок нового типа. Такие насущные тенденции упираются в финансовые, кадровые и временные ограничения, устаревшую структуру города.
Ну и напоследок. Согласно последним исследованиям, концепция "Город за 15 минут" сокращает выбросы углекислого газа до 1,8 млрд тонн ежегодно. И это лишь один из многочисленных побочных "бонусов" концепции.
По материалам kaktus.media + соб. инфо