
Ситуация с ценами на ГСМ в Кыргызстане. Развернутый анализ
- Просмотров: 793
Транспорт продолжает оставаться неотъемлемой частью повседневной жизни общества и двигателем прогресса. Каждый житель каждый день сталкивается с необходимостью использовать транспорт - он обеспечивает нас мобильностью и комфортом.
Но транспорту нужно топливо, и потребность в ГСМ настолько значительна, что без них наша экономика, наша транспортная система и наш образ жизни оказались бы парализованы.
При этом в Кыргызстане сложилась уникальная ситуация — оставаясь полностью импортозависимой от поставок ГСМ, их стоимость в стране весьма комфортная по сравнению с другими странами-импортерами. Причем на таком конкурентном рынке, где работают исключительно частные компании.
Давайте разберемся, как частным структурам удается создавать и удерживать цены на бензин, почему потребителям нельзя сравнивать цены на нашем рынке и в Казахстане, и что делать, чтобы ситуация с ГСМ в Кыргызстане была стабильной и прогнозируемой?
Ситуация на топливном рынке Кыргызстана
В Кыргызстане насчитывается более 1 млн 300 тысяч единиц транспорта разных категорий. И каждый год в страну завозится 1 млн 200 тысяч тонн топлива, то есть в среднем на каждую автомашину приходится около одной тонны топлива в год.
95% всего объема ГСМ в стране — импорт из России. Текущие объемы добычи и производства нефтепродуктов внутри страны минимальные и покрывают всего 5% от потребностей.
Что касается поставок из Казахстана, то в этой стране уже несколько лет существуют ограничения на экспорт нефтепродуктов. Сейчас Кыргызстан импортирует из соседней страны только сжиженный газ.
По данным Антимонопольной службы, в настоящее время на рынке ГСМ Кыргызстана функционируют 5 крупных нефтетерейдеров, которые обеспечивают внутреннюю потребность.
Среди них:
- ОсОО «Газпром Нефть Азия» (сеть АЗС Газпром);
- ЗАО «РН Кыргызнефтепродукт» (сеть АЗС Роснефть);
- ОсОО «Альфа Ойл» (сеть АЗС Ред Петролеум);
- ОсОО «ШНОС» (сеть АЗС Бишкек петролеум);
- ОсОО «Партнер нефть» (сеть АЗС Партнер нефть).
Все они завозят бензин и дизель российского производства.
В Кыргызстане насчитывается более 900 единиц АЗС и 39 единиц нефтебазового хозяйства.
Доставка производится исключительно по железной дороге. Поскольку 60% от всего импорта поступает в Чуйскую область, соответственно, на территории Чуйской области расположено большое количество нефтебаз. В последующем бензовозами доставляют в южные регионы, Таласскую область. А с Иссык-Куля в Нарынскую область.
Почему растут и падают цены на топливо
И всё же главным вопросом у потребителей остаются цены на бензин и дизель - почему они растут и почему падают?
Ценообразование напрямую связано с котировками на мировых биржах, поскольку при формировании цен на российском рынке трейдеры руководствуются именно этими котировками.
Тут действует понятие «экспортная альтернатива» — нефтяные компании смотрят на котировки, и когда мировые цены выше, на экспорт уходят большие объемы.
Цены на бензин и дизель в Кыргызстане в сравнении с ценами в других странах, которые импортозависимы, действительно низкие.
Если же смотреть на цены в странах СНГ, то ниже всего в странах, где добывается нефть.
Например, возьмем рынок Таджикистана — эта страна, как и Кыргызстан, весь необходимый объем ГСМ завозит из-за рубежа, но цены в этой стране выше на 30%. Бензин и дизель стоят уже выше $1, в Кыргызстане - $0,6.
На протяжении 5-6 лет емкость рынка Кыргызстана остается неизменной - это порядка 1 млн 200 тонн в год. из них бензиновая группа составляет 60%, а дизель — 40%.
И так как весь импорт ГСМ идет из России, правительства Кыргызстана и России каждый год подписывают так называемый индикативный баланс, то есть это объем ГСМ, на который Россия не начисляет экспортную пошлину. В 2023 году Кыргызстан получит беспошлинный объем в объеме 460 тыс. тонн бензина, 485 тыс. тонн дизельного топлива, 150 тыс. тонн топлива для реактивных двигателей, 50 тыс. тонн нефти и 60 тыс. тонн нефтяного битума.
Благодаря отсутствию пошлин, цены на топливо в Кыргызстане ниже на 3-5 сомов.
Рынок ГСМ напрямую государством не регулируется, нефтетрейдеры проводят свою ценовую политику самостоятельно, а со стороны антимонопольной Службы за их деятельностью ведется экономико-статистическое наблюдение, изучение рынка и мониторинг.
Стоит отметить, что кыргызстанские нефтетрейдеры работают на условиях джентльменского соглашения. Они установили минимальный процент рентабельности, который традиционно держится на уровне 1-2%.
Благодаря грамотному планированию, резкие колебания мировых цен на нефтепродукты в Кыргызстане активно сглаживаются, поэтому потребители не сразу чувствуют разницу. Повышение или понижение цен производится постепенно с учетом имеющихся запасов ГСМ на нефтебазах.
В Антимонопольной службе признают, что ситуация на рынке России за последние месяцы существенно влияет на рынок Кыргызстана в связи с ограничениями — Россия старается насытить внутренний рынок, поэтому нефтеперерабатывающие заводы повышают экспортные цены. Кроме того, плановые и внеплановые ремонтные работы на НПЗ также влияет на снижение объемов экспорта в Кыргызстан.
Также на цены влияют различные налоги уже внутри Кыргызстана. Так, НДС на импорт составляет — 12%, НсП — 1%. Акцизы на бензиновую группу составляют 5000 сомов за тонну, на дизельное топливо – 400 сомов за тонну, а с июля 2023 года акциз на сжиженные углеводородные газы резко выросли до 3000 сомов за тонну.
Не секрет, что широкая общественность считает, что нефтетрейдеры получают немыслимые доходы от продажи ГСМ, однако это не так. Как мы уже отметили, крупные импортеры ГСМ держат минимальный процент рентабельности на уровне 1-2%, хотя средние показатели по миру составляют 10-12%. Нынешние 1-2% позволяют поддерживать текущие условия импорта и продажи ГСМ в Кыргызстане.
Однако, как подсчитали нефтетрейдеры, для того, чтобы рынок мог дальше развиваться, процент рентабельности необходимо довести до 5-7%. В этом случае дополнительно полученная прибыль могла бы снова пойти в инвестиции в расширение сети и улучшение условий, а также на сглаживание тарифных колебаний.
При этом вся деятельность нефтетрейдеров в Кыргызстане открытая. Учитывая исключительную важность импорта ГСМ для страны, их работа всегда находится под пристальным вниманием множества контролирующих госорганов.
Налоговые отчисления от деятельности компаний в 2022 году составили 14,5 млрд сомов.
Развитая транспортная система играет важную роль в экономическом развитии государства, а развитая цепочка поставок ГСМ — это рабочие места и приток инвестиций. Большое количество людей занято в отраслях, связанных с производством, распределением и обслуживанием ГСМ.
Рынок ГСМ продолжает эволюционировать, а потребители становятся все более требовательными. Ценообразование, качество топлива, экологические характеристики, а также уровень обслуживания и удобства для водителей - все эти факторы влияют на выбор и предпочтения потребителей.
Несмотря на импортозависимость и относительно небольшую емкость, рынок ГСМ в Кыргызстане продолжает оставаться динамичным и конкурентным. Нефтетрейдеры активно развиваются и стремятся предложить лучшие условия и сервис для своих клиентов.
По материалам tazabek.kg