
Рынок ГСМ. Рекорды на нефтяном рынке привели к очередному росту цен
- Просмотров: 807
После небольшого затишья цены на топливо вновь поползли вверх. Главная причина — рост отпускных цен на ГСМ в России и подорожание нефти на мировых рынках. Кыргызстан полностью зависит от импорта нефтепродуктов, поэтому международные скачки сразу же сказываются на ситуации в республике.
С начала года дизельное топливо в Кыргызстане подорожало на 2,26 сома.
Прогнозы импортеров ГСМ неутешительны. Цены в ближайшее время будут расти. При этом власти по-прежнему предпочитают не реагировать на ситуацию, только рекомендуя держать цены. В результате автолюбители могут оказаться перед выбором: покупать дорогое топливо или остаться совсем без него.
Что происходит в мире
Из-за резко возросшего спроса на энергоносители в 2021 году мировые цены на нефть в 2022-м продолжают бить рекорды. По данным Ассоциации нефтетрейдеров, в январе возникли дополнительные драйверы роста стоимость ГСМ.
«В начале года произошло уменьшение объемов добычи в рамках договоренностей стран ОПЕК+. Кроме того, существенно сократились инвестиции в нефтяной сектор из-за локдаунов последних двух лет. Имеет место геополитическая турбулентность в странах ОПЕК+. В частности, на обстановке на мировых рынках сказались события в Казахстане и Ливии.
В итоге котировки выросли на пять процентов после того, как протесты в Казахстане нарушили железнодорожное сообщение и нанесли ущерб добыче на крупнейшем в стране месторождении Тенгиз. В Ливии добыча нефти сокращена из-за закрытия нефтепровода на востоке страны», — рассказал глава АНК Канат Эшатов.
В январе 2022 года стоимость котировок нефти марки Brent выросла до $90 за баррель.
Аналитики сходятся во мнении, что до конца 2022-го она может достичь отметки в $120. Это успело отразиться на ценах в России. Например, стоимость дизеля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже сразу побила рекорды.
Она выросла за день до 55,36 тысячи рублей за тонну. Предыдущий ценовой рекорд для топлива был 12 ноября 2021 года (54,99 тысячи рублей за тонну).
Бензин Аи-92 за день подорожал на 1,3 процента — до 52,54 тысячи рублей за тонну.
Как сдерживают цены
Кыргызстан зависит от импорта. На сегодня 95 процентов нефтепродуктов завозят из других стран, в частности из России. На рынке 20 компаний-нефтетрейдеров, которые поставляют топливо в страну с российских нефтеперерабатывающих заводов.
«С начала 2021 года отпускные цены ГСМ российских НПЗ выросли на 120 процентов. На АЗС Кыргызстана — лишь на 70 процентов. Сделали это компании-поставщики топлива», — рассказал глава АНК Канат Эшатов.
В Кыргызстане пока самая низкая стоимость топлива среди всех ближайших соседей. Даже в России, где мы покупаем ГСМ, цены выше. Соседи, к слову, тоже покупают топливо в РФ, но цены там выше из-за того, что компании-импортеры закладывают в конечную стоимость свою рентабельность.
По материалам 24.kg