Недалеко от Бишкека начато строительство торгово-логистического центра «Манас»
- Просмотров: 71
В Кыргызстане в селе Ленинское начато строительство торгово-логистического центра «Манас».
Проект торгового центра курирует компания Hunan Construction Investment Group (HCIG), которая будет отвечать за реализацию проекта. Только его первая фаза обойдется в 700 миллионов долларов, а общая стоимость может достичь 4 миллиардов долларов.
Расположенный на площади 700 гектаров центр будет включать зоны для хранения, логистики, продаж и таможенные зоны. По некоторым сведениям, проект будет связан с будущей железной дорогой Китай - Кыргызстан - Узбекистан.
Выступая на церемонии закладки фундамента 17 октября, посол Китая Ду Дэвэнь похвалил Кыргызстан как «соединяющую страну», которая «важна не только для Центральной Азии, но и для Азии и Европы в целом». Китайский дипломат сказал, что торговый хаб «имеет особое значение» для железной дороги и что ему понадобятся «хорошие рынки, склады и логистические центры».
О планах строительства центра объявили в прошлом году. 8 декабря 2023-го правительство Кыргызстана подписало соглашение с компанией «Кыргызско-китайский инвестиционный холдинг» (KCIH) о строительстве «евразийского торгово-логистического комплекса».
Несмотря на то, что комплекс назван в честь Манаса, мифического кыргызского героя, у кабинета министров Кыргызстана всего 49 процентов доли проекта, контрольный пакет — у KCIH. Малоизвестная организация KCIH, основанная китайской стороной, но включающая кыргызских директоров, должна вложить 482 миллиона из 700 миллионов долларов инвестиций. Строительство поручено китайской Hunan Construction Investment Group.
В своей речи на церемонии закладки фундамента премьер-министр Акылбек Жапаров сказал, что логистический центр «можно сравнить с крупным морским портом».
«Все в мире хотят торговать с Китаем, потому что, если посмотреть на объем мирового ВВП, на Китай приходится до 26 процентов. Мы надеемся, что это даст нам доступ к морским путям и позволит нам торговать с любой страной мира, — заявил Жапаров. — Это создаст прекрасные условия для нашего сельского хозяйства, производства, горнодобывающей промышленности и для появления новых технологий».
На данный момент крупнейшим и самым известным «сухим портом» в Центральной Азии — и, по сути, крупнейшим в мире — считается «Хоргос» на китайско-казахстанской границе. Это важный узел в железнодорожных грузоперевозках по маршруту Восток — Запад, при этом подавляющее большинство товаров по-прежнему поступает в Европу через Россию. Однако война в Украине и введенные в ответ на агрессию России санкции вынуждают некоторых грузоотправителей с опаской смотреть на маршрут через Россию.
Это придало мощный импульс развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который проходит через Казахстан. Идущие по железной дороге контейнеры пересекают акваторию Каспия на морском транспорте, затем следуют в Европу через Кавказ.
Если ТМТМ идет в обход России, то железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан потенциально обходит Казахстан и, соединяясь с существующими путями Туркменистана и Ирана, позволит выйти на рынки Ближнего Востока, а также Европы через Турцию.
Железная дорога трех стран будет конкурировать со всем, что Китай сделал в регионе, включая 1800-километровый газопровод Центральная Азия — Китай, доходящий до Туркменистана, на строительство первой ветки которого ушло два года. 260-километровый кыргызский участок дороги потребует ряда высотных мостов и туннелей. Считается, что железную дорогу будут строить быстро, но реальные сроки пока не называются.
По материалам azattyk.org