
Планируется строительство первой скоростной автодороги в Кыргызстане
- Просмотров: 746
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики рассматривает проект реконструкции северной объездной скоростной автодороги со строительством эстакадного моста.
Обеспечение надлежащей безопасности и пропускной способности магистральных дорог относится сегодня к числу одной из актуальных во всем мире. Между тем число автомобилей каждый год растет более быстрыми темпами, чем протяженность и пропускная способность магистралей. Очевидно, что свободное движение по магистралям при всё возрастающем количестве автомобилей может быть организовано только путем повышения пропускной способности автотрасс.
Международная трасса Бишкек-Нарын-Торугарт является одной из главных транспортных артерий Кыргызстана, которая связывает три области страны - Чуйскую, Нарынскую и Иссык-Кульскую и обеспечивает транзитное движение через территорию Кыргызстана в направлении север-юг из Китая - от пограничного пункта «Торугарт» на юге, до населённого пункта «Кордай» в Казахстане на севере. Более того, формирует основной объем поступлений в бюджет в виде таможенных сборов, взимаемых за перевозку грузов и проезд грузового транзитного транспорта. Дорога также является самой важной из двух основных трасс, связывающих страны ЕврАзЕс и КНР.
В настоящее время в свете происходящего в Украине, значительно активизировались торгово-экономические отношения Кыргызстана с Китаем. В связи с этим, значение стратегической трассы возросло многократно, но в то же время это способствовало также еще большей изношенности дорожной «одежды» автодороги. Поэтому реконструкция автомагистрали жизненно необходима. Эта идея очень актуальна ещё и потому, что активная автомобилизация столицы, да и всей страны, ставит транспортные проблемы в разряд приоритетных и требует своего скорейшего решения.
При этом следует отметить, что грамотное построение транспортной сети с возможностью выбора пути автомобильного транспорта, это одна из главных составляющих быстрого развития экономики страны.
Вместе с тем, с ростом транспортных потоков и логистики товаров и услуг, растут и требования к автомобильным дорогам.
В свете сказанного выше, развитие транспортной сети дорог, в частности, идея реконструкции северной объездной дороги и соединение ее с главными транспортными артериями страны, несомненно, заслуживает того, чтобы стать объектом пристального внимания, как государства, так и иностранных инвесторов.
Ниже представлена карта объездной дороги Военно-Антоновка – Бишкек – Кемин и схема трассы с эстакадным мостом.
Рис.1 Карта объездной дороги. Военно-Антоновка – Бишкек – Кемин.
Рис.2. Схема трассы с эстакадным мостом
Категория автомобильной дороги зависит от интенсивности движения транспортных средств на этой дороге. По данным Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики интенсивность движения транспортных средств на трассе «Бишкек – Нарын – Торугарт», а именно, на отрезке объездной автомобильной дороги составляет 20416 авто в сутки.
Создание альтернативной платной северной объездной скоростной автомобильной дороги позволит повысить безопасность дорожного движения, качество пути и сократит время движения транспорта между Сокулукским и Кеминским районами. Проектная скорость на трассе будет составлять 120 км/ч. Поэтому реализация проекта автомобильной дороги международного значения от ул. Курманжан Датка до Кемина позволит упорядочить и регулировать интенсивность движения на стратегической трассе.
Учитывая ограниченность бюджетных и финансовых средств представляется необходимым, реконструкцию северной объездной скоростной автодороги со строительством эстакадного моста начинать путем привлечения средств в рамках ГЧП (государственное и частное партнерство), которое успешно начало практиковаться в нашей стране.
Данный проектный план подразумевает два этапа - затратный и доходный: сначала обе стороны вкладываются в объект, а затем начинают получать с него прибыль и возвращать инвестиции.
С учетом того, что государственно-частное партнерство это долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации, то формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между государством и частным сектором путем объединения ресурсов, несомненно, будет способствовать повышению уровня качества транспортных услуг и качества жизни населения в том числе.
Проект реконструкции северной объездной скоростной автодороги со строительством эстакадного моста предусматривает следующий отрезок стратегической автодороги: начало трассы - от поста ГАИ (Сокулукский район, Военно – Антоновка) до г. Кемин. Общая протяженность 110 км. Новый эстакадный мост планируется возвести в районе рынка Дордой (пересечение улиц Объездная и Курманжан Датка), так как в указанном месте существует проблема стесненного пространства. Один из основных технических решений, который может решить эту проблему - это строительство эстакадного моста, включающее транспортную развязку на указанном перекрестке.
Рис.3. Общий вид эстакадных мостов.
Транспортная развязка на пересечении улицы Объездная и Курманжан Датка будет многоуровневая и позволит значительно повысить пропускаемость транспортного потока без конфликтных точек, присущих транспортной развязке в одном уровне. Это две значимые дороги высокой категории, одна из которых связывает нашу страну с Казахстаном. Она международного значения, а другая - это северная объездная города Бишкек - государственного значения.
На всех въездах на трассу будут установлены пункты взимания платы, либо будет организовано взимание оплаты с помощью камер наблюдения и фиксирования проезда. Этот опыт применен на трассе Алматы – Усть -Каменогорск в Казахстане, БАКАД (Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога) и других заездах на платную трассу из населенных пунктов.
Полученные денежные средства от проезда по платной объездной дороге Военно-Антоновка – Бишкек – Кемин необходимо будет использовать на содержание, ремонт и восстановление пересекающих и примыкающих дорог.
Проектом предусматривается в ходе реконструкции трассы провести также ремонт сопутствующих искусственных сооружений, поскольку в некоторых местах не обеспечен на должном уровне водоотвод и дренаж, а также отсутствуют ограждение и не проводится озеленение придорожной территории. Недостаточно также площадок отдыха с эстакадами и туалетами, кемпингов, кафе, совмещенных с АЗС, дорожной разметки, дорожных знаков и оформления въездов и съездов согласно действующих СНиП, нормативных документов и ГОСТов.
Более того, на дорогах такого уровня необходимо наличие от начала и до конца платной дороги, разделительной полосы, которая разделяла бы транспортные потоки в двух направлениях. При этом двухполосная дорога должна будет расширяться до 4-х полосной, общей шириной 25,1м. и нагрузка на ось составит 13 тонн на ось (это международная норма) вместо принимаемых в КР в настоящее время 11,5 тонн по устаревшему ОДН 218-046,01. Это позволит существенно продлить эксплуатационный срок службы дорог, а капитальный межремонтный срок составит более 20 лет.
Вместе с тем, следует отметить, что грунтовые условия, климат и местные каменные материалы, щебеночно-мастичный асфальтобетон позволят это сделать экономически эффективно. Устройство сетчатого ограждения, предотвращающее выход скота на дорогу, освещение мостовых сооружений в населенных пунктах создаст условия безопасного, удобного движения на участке платной дороги.
Касательно пунктов взимания платы (ПВП), надо отметить, что сооружаться они будут на платных автомобильных дорогах (дорожных объектах) для контролируемого пропуска автотранспортных средств на платную автомобильную дорогу с целью взимания платы за проезд.
На платной автомобильной дороге может размещаться один или несколько ПВП. При необходимости размещения нескольких ПВП создается единая система управления ими.
ПВП должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать максимально быстрый сбор и учет платы за проезд от всех пользователей, обязанных оплатить за проезд;
- иметь пропускную способность соответствующую расчетной интенсивности движения на платной дороге;
- контролировать и исключать несанкционированный въезд на платную автомобильную дорогу и выезд с платной автомобильной дороги с учетом различия габаритов и веса автотранспортных средств;
- не создавать опасности дорожному движению и не ухудшать условия безопасной эксплуатации платной автомобильной дороги;
- занимать минимальную площадь;
- отвечать условиям интеграции в общую систему автоматизированного управления платной автомобильной дорогой;
- отвечать требованиям охраны окружающей среды, сочетание архитектурных форм ПВП и окружающей среды.
Исходя из сказанного выше можно сделать следующий вывод - первая скоростная автодорога Кыргызстана технической категории IA, соединяющая Бишкек с Иссык-Кульской областью и главными транспортными артериями страны будет иметь историческое значение. Более того, соединение трассы с Иссык-Кульской туристической зоной создаст благоприятные условия для развития туризма в Кыргызстане, что положительно отразится и в экономике.
Таким образом, приходим к следующему заключению: в районе рынка Дордой и расположенных вокруг него жилмассивов существует проблема стесненного пространства. Один из основных технических решений который может решить эту проблему - это строительство эстакадного моста, включающая транспортную развязку на пересечении ул. Курманжан Датка и объездной дороги.
Кошой Алыкулов, кандидат технических наук, доцент, почетный профессор, академик Международной академии транспорта
По материалам analitika.akipress.org